Архив новостей - СШ №1 г.Белоозёрска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

25.09.2023

Международный день глухих

 Международный день глухих (International Deaf Day), отмечаемый ежегодно в последнее воскресенье сентября, был учрежден в 1951 году, в честь создания Всемирной федерации глухонемых (World Federation of the Deaf, WFD).

По международной статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков. 

На планете 2500 языков. Но есть еще одна форма общения – язык жестов. Всемирная Федерация глухих в 50-е годы ХХ века разработала систему жестов «Жестуно» для обслуживания международных мероприятий неслышащих : конгрессов, симпозиумов, конференций, спортивных мероприятий.

Первый словарь жестов был опубликован в 1965 году и содержал 300 жестов, 3-е издание 1975 года включало уже 1500 жестов. 

Первые попытки массового обучения неслышащих детей в Беларуси

В 1760 году аббат де Л’Эпе (Charles-Micheldel'Épée) основал первую школу во Франции — Парижский институт глухих (InstitutNationaldeJeunesSourdsdeParis). Аббат был основоположником мимического метода, большим сторонником жестового языка.

К концу 19 века в Беларуси по образцу уже существующих в России училищ были созданы единичные специальные учреждения для детей с нарушением слуха, речи и зрения. Минское училище для неслышащих и заикающихся детей было открыто учительницей С.О. Окунь (в замужестве – С.О. Нисневич) и М.Я. Нисневич. Училище действовало с 1880 по 1906 год.

Витебская школа для неслышащих детей создана слабослышащим выпускником Санкт-Петербургского училища для глухих И.О. Васютовичем (существовала с 1896 по 1917 год).

С 1908 года в Минске работала частная школа для неслышащих детей, созданная сурдопедагогом-энтузиастом Р.В. Слиозбергом, который ранее занимался индивидуальным обучением глухих (неслышащих) в Гомеле. Содержание обучения глухих (неслышащих) и слабослышащих детей в Беларуси включало общеобразовательную подготовку и обучение профессии. 

В настоящее время системы и методы обучения лиц с нарушением слуха совершенствуются. 

Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на изменения отношения общества к правам и возможностям детей с особенностями психофизического развития. Именно так на современном этапе возникли концепции интеграции и инклюзии (обучение в общем потоке) и билингвизма (двуязычие), который демонстрирует реализацию права неслышащих на собственную культуру, собственный язык (жестовый), собственную систему обучения, ставящую своей целью воспроизводство этой культуры, а не культуры слышащего большинства.

Рассматривая разговорный жестовый язык неслышащих как высокоразвитую лингвистическую систему, сторонники билингвистического подхода отстаивают необходимость ситуации словесно-жестового двуязычия учащихся и обучения словесному языку как второму языку неслышащего ребенка (Г.Л. Зайцева и др.). 

Не верьте в тот миф, что глухие замкнуты и необщительны.

Десятки замечательных и великих личностей были неслышащими, потерявшими слух в различном возрасте. 

Василий Бубнов – современный неслышащий российский артист (пантомим). Работает во Франции, где очень востребован и популярен. Обладатель международной премии за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства в номинации «Театральное искусство» от благотворительного фонда «Филантроп». 

Марли Мэтлин (1965 г.р.) – американская актриса. Она стала первой и единственной неслышащей актрисой, выигравшей премию «Оскар» за лучшую женскую роль в фильме «Дети меньшего бога». Её последующая работа в кино и на телевидении принесла ей премии «Золотой глобус», и ещё две номинации, а также четыре номинации на «Эмми». За карьерные достижения была удостоена собственной звезды на Голливудской «Аллее славы». «Единственное, что я не умею делать — это слышать», — говорит она. Это смелое утверждение в действительности является квинтэссенцией ее жизненной позиции. 

История знает и другие великие имена. 

Виктор Гюго — автор «Собора Парижской Богоматери». Людвиг Ван Бетховен — величайший композитор. Антонио Станьоли — один из итальянских художников. Клод-Андре Десен — ранцузский скульптор. Жан-Жак Руссо — французский  философ и писатель.

Белорусское общество глухих

Дата создания Бел.Ог – 3 августа 1931 г. – утверждение положения Белорусского объединения глухих. В настоящее время белорусское общество глухих сотрудничает с университетами, школами, проводит с их представителями совместные мероприятия. Общество продолжает работать в различных направлениях: трудоустройство, образование лиц с нарушением слуха, организация их досуга и т.д. 

В 2009 году в Минске появился телеканал «Жест-ТВ» для людей с нарушением слуха, созданный при содействии Белорусского общества глухих. Это уникальный канал для людей с нарушением слуха, где с экрана преподают жестовую речь и показывают мультфильмы, фильмы и телевизионные передачи с субтитрами.

В нашей школе также стало традицией проводить каждый год культурно-просветительские мероприятия, приуроченные к Международному дню глухих и жестовой речи.

Цель данных мероприятий — повышение информированности учащихся о проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются глухие люди.

План

проведения мероприятий

в рамках информационной кампании,

посвященной Международному дню глухих и жестовой речи

Название мероприятия

Форма проведения

Категории участников

Ответственные

1

«Мир звуков»

Информационный

час

8 «А»

8 «Б» классы

Классные руководите: Терешкевич И.Н.

Завадич А.С.

Учителя-дефектологи

Вашкевич Н.А.

Чапайло Н.Н.

2

Короткометражный фильм«Способность слышать»

Круглый стол

ПКПП

Волощик А.В.

3

«На пути к успеху»

Книжная выставка

2-11 классы

Библиотекарь

Кисель Т.А.

4

Оформление информационного стенда

 

6 «Б» класс

Учитель-дефектолог

Горячко С.И.

5

«Мир детства»

Конкурс рисунков

2-6 классы

Воспитатель индивидуально-го сопровождения

Пабока Е.В.