Школьное самоуправление - СШ №1 г.Белоозёрска
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Школьное самоуправление

Совет старшеклассников:

Данилюк Алеся

Боровская Анастасия

Карпик Дарья

Мартысевич Елена

Гусачёк Ксения

Вашкевич Евгений

 

Учебный центр:

Василевская София

Резанович Мария

Мурина Арина

Культмассовый центр:

Мушинская Яна

Головко Мария

Гусачёк Ксения

 

Центр дисциплины и порядка:

Корбан Владислава

Быцко  Валерия

Хованская  Яна

Спортивный центр:

Дичкович Кирилл

Емельянович Анна

Микитич Дмитрий

 

Пресс-центр:

Ткачук Анастасия

Буранко Дарья

Мшар Алина

 

Центр по работе с младшими школьниками (вожатые):

Романенко Анастасия

Мелех Анастасия

Дичкович Татьяна

 

 

 Содержание и формы работы школьного самоуправления 

В школе работают 7 центров в ученического самоуправления. Содержание работы органов самоуправления, их количество определяется исходя их ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе, такими видами деятельности являются: познавательная, самообслуживание, художественно-эстетическая, спортивная, оздоровительная, нормативно-правовая и информационная.

За планирование и организацию познавательной деятельности отвечает
Учебный центр:

  • Учебный центр координирует работу учебных секторов в классах.
  • Организует проведение внеклассных мероприятий по развитию интереса к учебе, углублению и расширению знаний учащихся: олимпиад, викторин, предметных дней и т.п. совместно с учителями.
  • Создает малое научное общество учащихся и учителей с целью развития проектных и исследовательских работ.
  • Сотрудничает с пресс центром , участвует в выпуске школьной газеты, освещает состояние обучения.
  • Осуществляет контроль за организацией взаимопомощи учащихся, с этой целью создает группу взаимопомощи.
  • С целью контроля за дневников проводит соответствующие рейды.

Учебный центр имеет право:

  • определить и назначить класс или отдельных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и потребовать отчета;
  • при проведении рейда потребовать дневники у учащихся для проверки их ведения;
  • обращаться к председателю ученического самоуправления, педсовету, родительскому комитету, совету школы с просьбой обсудить вопрос об учебе любого ученика.

За реализацию художественно-эстетической деятельности отвечает
Культмассовый центр

  • Он координирует работу культурно-массовых секторов классов.
  • Планирует, организует и проводит все мероприятия, связанные с эстетическим воспитанием: конкурсы, вечера, дискотеки и т.д.
  • Берет на себя организацию эстетической стороны всех коллективных творческих дел и других общешкольных дел.
  • Сотрудничает с пресс центром , участвует в выпуске школьной газеты.
  • Освещает проведение мероприятий эстетического направления.

Культмассовый центр имеет право:

  • определять и назначать класс или определенных учащихся, ответственных за проведение того или иного мероприятия, и требовать отчета;
  • переносить или не разрешать проведение общешкольного или классного мероприятия в том случае, если программа не соответствует эстетическим требованиям;
  • обращаться в Совет школы или к администрации с просьбой разрешить проведение того или иного мероприятия.

За соблюдение прав учащихся, исполнение ими обязанностей, профилактикой правонарушений отвечает Центр дисциплины и порядка.

  • Он следит за дисциплиной учащихся, за соблюдением прав учащихся, Устава школы, правил для учащихся.
  • Организует и контролирует дежурство классов по школе.
  • Организует рейды по проверке посещаемости занятий учащимися.

Центр дисциплины и порядка имеет право:

  • определять и назначать класс или определенных учащихся ответственными за проведение того или иного мероприятия;
  • потребовать дневник у нарушителя дисциплины и передать его классному руководителю или дежурному учителю, с тем чтобы тот сделал соответствующую запись;
  • обращаться к Совету школы, педсовету, родительскому комитету с просьбой обсудить поведение того или иного ученика;
  • представитель центра дисциплины и порядка имеет право присутствовать на педсовете при обсуждении оценок по поведению (при этом он имеет право совещательного голоса).

Спортивный центр

  • планирует, организует подготовку и проведение всех спортивно-туристических мероприятий в школе.
  • Разрабатывает положения об этих мероприятиях и организует судейство на них.

Спортивный центр имеет право:

  • определять и назначать ответственных за те или иные спортивные мероприятия, требовать отчет;
  • обращаться в Совет школы или администрации с просьбой разрешить проведение того или иного спортивного мероприятия.

Пресс-центр отвечает за

  • выпуск школьной газеты, освещающей наиболее важные события;
  • выпуск оперативных информационных листов, отражающих решения
    совета, дежурного класса;
  • следит за оформлением странички Выпускников в школьном альбоме, осуществляет контроль за ее ведением;
  • следит за систематическим пополнением и обновлением школьного сайта.

Центр по работе с младшими школьниками

  • Планирует, организует и проводит коллективно- творческие дела в младших классах;
  • Координирует Тимуровскую работу;
  • Обращаться в Совет школы или к администрации с просьбой разрешить проведение того или иного мероприятия.

 

 

Организация деятельности ученического самоуправления

 

Работа ученического самоуправления строится на основе теории управления и представляет собой рабочий управленческий цикл: анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ, данные функции реализуются в течение определенного промежутка, чаще всего - месяц, и повторяются при подготовке и проведении очередного КТД. Такое циклическое чередование Н.П. Капустин условно называет рабочим управленческим циклом в деятельности органов самоуправления. Сбор информации и её анализ осуществляются на всех уровнях школьного
самоуправления. После проведенного КТД в классных коллективах проводится анализ проведенного дела, учащиеся анализируют и оценивают деятельность каждого члена коллектива и свою собственную. На заседаниях Совета школы проводится обобщенный анализ КТД, разбираются причины недочетов, подводятся итоги. Анализ по каждому направлению деятельности в отдельности (на заседаниях актива) и на заседаниях совета. Анализ дополняется самоанализом и наоборот.

Планирование.

В планировании участвуют: все члены классных коллективов - классные органы на общешкольном уровне - общешкольные органы самоуправления. Планирование деятельности органов самоуправления, КТД происходит чаще всего к проектной деятельности. Результат планирования - это ответ на вопрос «Что делать и как делать?» Что делать в классе и что делать в школе?

Организация

Организация, то есть подготовка учащихся к деятельности. После защиты проекта инициативная группа распределяет обязанности между классами. Представители классных коллективов знакомят класс с планом проведения КТД, проводят инструктивно-методическую работу. В начале года, четверти (при смене членов самоуправления) педагоги - консультанты проводят учебу актива. Как только учащиеся, руководители органов общешкольного ученического самоуправления адаптируются к новой социальной роли, консультативная деятельность сочетается с собственной инициативой и, наконец, сами учащиеся готовы самостоятельно проводить заседания общешкольных органов ученического самоуправления. Суть деятельности по организации состоит в том, чтобы подготовить самих учащихся, определить время, ответственных.

Контроль.

Эта функция осуществляется на уровне самоконтроля (каждый контролирует себя) и контроля со стороны органов ученического самоуправления. Цель получение информации о протекании всех процессов во время организаторской и исполнительской деятельности для анализа и коррекции системы. Основной метод контроля в работе органов самоуправления - наблюдение, которое позволяет выявить отклонения в работе самоуправления или, наоборот, отметить его нормальное функционирование. Применяются и другие методы: анкетирование, беседа, социометрия, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция

Регулирование и коррекция - это внесение изменений в функционирование системы, если оно отклоняется от нормы. Происходит это через учащихся, руководителей тех или иных органов самоуправления. Педагоги консультанты общешкольных ученических органов и классные руководители оказывают влияние на них, а они, в свою очередь, - на членов своих служб, члены служб - на членов коллектива. Влияние оказывается простыми способами, например, вниманием, беседой, помощью, организацией взаимопомощи.

 

 

Взаимодействие ученического самоуправления

с другими органами школьного самоуправления. 

Ученическое самоуправление не может существовать само по себе, оно обязательно должно взаимодействовать с педагогическим советом, родительским комитетом, входить в структуру школьного самоуправления как часть его. Взаимодействие ученического самоуправления с педагогическим коллективом и родительским комитетом происходит на уровне Совета школы.

Функции Совета школы: стратегическое целеполагание, включающее в себя перспективу развития школы или улучшения внутришкольной жизни; принятие решений прямого и непрямого действия - прямого, если они выходят непосредственно на организацию жизни самих учащихся, и непрямого, если они выходят на административное управление, на педагогов или родителей.

Совет школы - это пусковой механизм организаторской работы по функционированию системы внутришкольной жизни, потому что совет утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

Структура школьного соуправления. Согласно принципу педагогического руководства у каждого центра ученического самоуправления есть педагоги-консультанты. Педагогами-консультантами выступают директор школы, заместители директора учебной и воспитательной работе, педагог- психолог, классные руководители, другие педагоги, способные оказать помощь членам ученического самоуправления в работе.

Во главе ученического самоуправления стоит заместитель директора по воспитательной работе. Педагоги – консультанты участвуют в общем собрании и, в зависимости от степени развития органов самоуправления, либо организовывают и контролируют, либо направляют и координируют деятельность органов самоуправления.

Указанная структура соответствует принципам построения системы ученического и школьного самоуправления. Система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности её органов. Содержательная сторона обеспечивается единым планированием воспитывающей деятельности.

  КТД (коллективное творческое дело)

Цель технологии, разработанная ИЛ. Ивановым, — формирование и развитие общественного сознания ребенка, т.е. такого сознания, которое помогает ему выстраивать свое поведение в социальной среде на основе норм, принимаемых нашим обществом как позитивные ценности, формирование широкого диапазона разновидностей социального опыта, развитие познавательных, организаторских, исследовательских, творческих, технических оформительских, трудовых действий.

 

Технологическая карта методики коллективного воспитания:

Основания:
Развивающий метод и
функции управления технологии

Методика

Мотивация

Выбор цели деятельности

Беседа, опрос, традиции, диспуты

Планирование

Планирование деятельности

Метод мозгового штурма. Проектная деятельность.

Организация

Распределение «зон ответственности» между членами коллектива

Обсуждение и принятие решения на основе принципов участия всех и согласия

Контроль
(регулирование)

Подготовка коллективного дела:
репетиции, оформление, тренировки, практическая деятельность

Мотивация деятельности детей через внимание, заботу, взаимопомощь

Мониторинг (анализ)

Проведение коллективного дела (реализация цели деятельности)
Рефлексия. Самоанализ.
Постоянное наблюдение за изменениями в поведении детей

По плану. По сценарию. Классный час. Конференция учащихся, заседание Центров ученического самоуправления

 

При организации КТД мы особое внимание уделяется этапу планирования, рефлексии и наблюдению за изменениями в поведении детей. Эти технологические звенья мы считаем особо важными при проведении коллективных дел. Основными формами, в которых используется технология КТД являются классные собрания.

 На этапе планирования особое внимание мы уделяем проектной деятельности, как одному из самых продуктивных способов создания условий для развития и саморазвития личности. «Метод проектов позволяет сочетать познавательные задачи с практическими; содействует развитию самостоятельности и организаторских качеств детей; открыть творчеству и видоизменениям; может использоваться индивидуально, группой и коллективом; предполагает реализацию основных этапов организаторской деятельности постановка задачи, разработка проекта, организация общественного мнения, трудовая работа, учет проделанной работы» (М.В. Крупенина).

В переводе с латинского слово «проект» означает дословно «брошенный вперед», т.е. замысел, воплощенный в виде прообраза объекта, реально еще не существующего.

 Метод проектов

Метод проектов созвучен методике КТД, поэтому может использоваться и
как часть её (на этапе планирования) и самостоятельно. Он позволяет гармонично
сочетать лучшие педагогические традиции «пионерской методики», закрепившиеся
в массовой школе, с идеями обновления воспитывающей деятельности современной школы:

• воспитание в коллективе с самоопределением личности,

• полезное практическое дело с задачей школы пробуждать интерес к знаниям;

• познавательный результат в воспитании с актуализацией идеи воспитывающего обучения;

• активную позицию ребенка с позицией сопровождения педагога;

• самоорганизации, последовательность организаторской деятельности с идеями технологического образования современной школы.

Выбирая данную технологию, как соответствующую целям и задачам ученического самоуправления, мы руководствовались следующими особенностями метода проектов:
1. Цель проекта — добиться желаемого и планируемого результата, т.е. ориентация на успех

2. Проект можно составлять как группой, так и индивидуально, что позволяет учитывать интересы детей

3. Проект позволяет решать как познавательные, так и социально значимые и практические задачи

4. Проект позволяет усложнить или упростить обстоятельства его применения в зависимости от сформированности у детей необходимых навыков, от способностей детей и их личного выбора

 

Основные технологические этапы

Этапы построения работы согласно методу проектов

Особенности использования метода проектов в организации деятельности самоуправления

Постановка задачи (наблюдение, выяснение дела для улучшения окружающей жизни).

Целеполагание. Выбор цели. (анализ проблем, возможностей, изменений; поиск альтернатив — кому полезен проект?)

Разработка проекта (беседа педагога, чтение книг, обсуждение лучшего варианта).

Планирование работы
(конкретизация задач; выбор средств достижения. Определение сроков и последовательности действий; принятие решения, разделение работы).

 

Обоснование проекта
(описаниё проекта, условий его реализации; определение затрат ресурсов времени, труда; расходы и источники).

Организация общественного
мнения (агитация детей и взрослых)

Презентация проекта (защита
проекта, реклама, апробация замысла).

Трудовая работа
(выполнение)

Организация выполнения
(исполнительская деятельность).
Контроль (отслеживание и мотивация).

Учет проделанной работы
(определение, что нового узнала, чему научились?).

Демонстрация проекта (показ результатов).
Оценочная деятельность (выявление неиспользованных резервов). 

Фиксирование проекта
(описание проекта и его результатов, установление обратной связи, публикация).

 Обучение детей методу проектов проводилось в процессе проведения конкретных дел, причем, если сначала мы обязательно делили учащихся на проектировщиков, аналитиков, экспертов и главным был для нас процесс проектирования, то впоследствии деление на группы производилось не всегда, упор делался на практическую реализацию проекта.

 Учитывая многообразие проектов и способов организации проектной деятельности, используем данную форму как основную в условиях современной школы.

Заключение

 После продолжительного анализа нами были сделаны следующие выводы:

  • Самоуправление является важным условием гражданского образования.
  • Ученическое самоуправление является демократическим, т.к. выражает интересы учащихся, управляет с учетом этих интересов и включает учащихся в управленческую деятельность.
  • Смысл самоуправления в современной школе заключается в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
  • Самоуправление должно служить средством самоорганизации коллективной жизни и эта коллективная жизнь выстраивается самими детьми при поддержке и помощи взрослых.
  • Органы самоуправления включают всех учащихся в разностороннюю деятельность, улучшающую их жизнь, а потому необходимую для них.
  • Системная работа ученического самоуправления приводит всех участников процесса к общей заинтересованности в получении лучших результатов совместной работы, гармонизирует отношения детей и взрослых, выводя их на уровень сотрудничества.