СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети с такой болезнью испытывают сложности в концентрации внимания, поэтому им сложно обучаться в образовательных учреждениях, они легко отвлекаются и бывают слишком импульсивными и непослушными.
Согласно статистике Психиатрической Ассоциации стран Европы, СДВГ у детей — это очень частая болезнь, встречающаяся у 3-7% школьников. Причиной этого недуга является не психическое отклонение, а недостаток конкретных биологически активных веществ в разных отделах головного мозга. Также причинами заболевания может быть следующее: наслед-ственный ген, травмы головного мозга, инфекции в его коре загрязнен-ность окружающей среды, обвитие пуповиной и др.
К признакам данного заболевания стоит отнести такие характеристики поведения:
Невнимательность — ребенок легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на определенном процессе, и кажется, что у него плохая память. Появляются проблемы с выполнением конкретных заданий. Со стороны кажется, что ребенок не слушает учителя или родителей. Он может терять свои вещи из-за невнимательности и делать разные ошибки.
Гиперактивность — избыточная общительность, нетерпеливость, суетливость. Такие дети постоянно находятся в движении, им трудно усидеть на одном месте.
Импульсивность — ребенок все время старается перебить других детей, когда те отвечают на уроке. Детям с СДВГ нравится выкрикивать ответ с места, не дожидаясь своей очереди. Они не готовы откладывать получение удовольствия. Им нужно все здесь и в данный момент.
Диагностировать СДВГ у детей и взрослых должен только врач.
В качестве лечения применяются препараты — ноотропы с нейрометабо-лическими стимуляторами, а также с церебропротективным действием. К методам коррекции и реабилитации стоит отнести комплексную систему непрерывного процесса на трех уровнях: семья/школа/медицинское учреждение. Такая реабилитация включает такие разделы:
Лекарственные препараты ноотропного ряда. Обязательно ребенку назначаются витамины в течение года и немедикаментозные методы лечения: травы, биодобавки к пище и так далее.
Коррекция поведения ребенка в школе контролируется школьным психологом.
Мероприятия по коррекции поведения ребенка в семье разрабатываются психологом, неврологом. Во внимание берутся общепринятые рекомендации для родителей, у которых дети болеют СДВГ.
Проведение психотерапевтических сеансов в индивидуальных группах в детской поликлинике или в центре психологической помощи населению.
Проведение занятий по коррекции функций внимания на приеме у психолога вместе с родителями и по заданию дома.
Занятия лечебной физкультурой. Разрабатываются упражнения из координаторной сферы на основании рекомендаций невролога.
Кроме этого школьный психолог должен вести работу с педагогами и разъяснять как нужно вести себя с детьми с диагнозом СДВГ.
Очень хорошо для детей с СДВГ, когда проводятся индивидуальные дополнительные занятия по основным школьным предметам.
Но важно не перегружать ребенка, иначе такие занятия не принесут результатов. Комплексная помощь для детей с СДВГ заключается в совместной работе врачей, школьных педагогов и родителей. Только совместными усилиями можно добиться положительной динамики и выздоровления ребенка.
Ребенок с СДВГ: упражнения
Важный способ борьбы с гиперактивностью у детей — это развитие речи. Он должен уметь хорошо говорить вслух. Это помогает справиться с импульсивностью, удержать задание, заметить и проконтролировать свои ошибки. Каждое упражнение — это игра. Играйте с ребенком в день не более 20 минут. Не стоит перегружать , иначе он устанет и потом не захочет заниматься. Вот упражнения для ребенка с СДВГ:
«Речка-берег» — помогает произвести нейропсихологическую коррекцию.
Если ребенок путается, то скажите ему, чтобы он сначала говорил вслух, что делает, а потом прыгал. Проговаривание вслух своих действий помогает избавиться от импульсивности и раздражительности.
Угадай! — упражнение на внимание.
Эффективно чередовать спокойные настольные игры — лото, пазлы, шашки, шахматы (с 12 лет), с более подвижными — бадминтон, игра в мяч на улице. Летом можно отправиться на дачу и гуляя по лесу, рассказывать о птицах, растениях. Общение с природой успокаивает нервную систему и помогает детям лучше развиваться.
Современные подходы к воспитанию детей с СДВГ, как себя вести с ребенком с СДВГ:
Выше было указано, что учитель должен знать как нужно работать с таким ребенком. Вот несколько советов и рекомендаций:
Советы для воспитания слишком активных детей
Важно отношение к гиперактивному ребенку и не только в школе, но и в семье. Современные подходы к воспитанию детей с СДВГ:
Для решения конфликтных ситуаций, возникших с участием обычного ребенка и ребенка с СДВГ, учитель должен быстро подготовиться и отбросить напряжение и раздражение. Для этого можно воспользоваться дыхательной гимнастикой или массированием височной части лба в течение пары минут. Это помогает убрать с лица «старую маску» и немного освежить мимику.
Когда же дети с СДВГ становятся управляемыми?
Если окружение гиперактивного ребенка знает как нужно правильно к нему относиться, то улучшение наступает к 12-13 годам. Часто родители отмечают резкое улучшение поведения. Например, в 12 лет ребенок еще был неуправляемым, а в 13 лет становится серьезным, остепеняется и начинает даже хорошо учиться.
В большинстве случаев такие дети вырастают обычными людьми. Но, чтобы было так, нужно с ними много работать. Важно выполнять советы психолога, невролога и других врачей, которые помогают выполнить коррекцию психики, поведения и речи.
Таким образам, СДВГ у детей — это не препятствие для нормальной и счастливой жизни. Общие усилия педагогического состава школы, социальных педагогов, членов семьи, врачей узкой специализации смогут помочь ребенку адаптироваться в социальной среде.
раскрыть » / « свернуть