Семейное воспитание – основа духовно-нравственного развития ребёнка
В семье родился ребёнок!
Сколько радости и сколько новых забот! Счастливые отец и мать с тревогой глядят на своего малыша: он такой крохотный, беспомощный… Ну как поменяешь ему распашонку? Как станешь купать его? Ведь к нему приступиться страшно!
Не успели папа с мамой научиться первоначальному уходу за ребёнком, а перед ними встаёт уже вопрос: как же малыша воспитывать? И это оказывается гораздо сложнее, чем можно было предположить. Тут предстоит долгая кропотливая работа, требующая большого терпения, выдержки и знаний.
Ведь все родители хотят, чтобы их дети выросли настоящими людьми. А каким должен быть настоящий современный человек?
А.С. Макаренко писал: «…Он должен быть весёлым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив, и таким он должен быть не только в будущем, но и каждый свой нынешний день». Этим словам уже больше 50 лет, а мы до сих пор хотим видеть наших детей именно такими. С учётом нового времени и современного общества меняется только трактовка сказанного, а суть остаётся прежней. Так ли просто воспитать человека в современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, материальной зависимости? Проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более острой и актуальной. Духовно-нравственное развития и воспитания молодого поколения становится основой всех основ. От того, что будет вложено в душу ребёнка в младшем возрасте, насколько устойчиво будут сформированы нравственные качества личности, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.
Главными и первыми воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Ведь «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, слова, эмоции, жесты, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования. Не зря в народе говорят, что «Дети – зеркало родителей». Именно в семье ребёнок учится слышать и слушать, учится говорить, повторяя слова и копируя интонацию, учится видеть взаимоотношения окружающих его людей и подражает этому. Именно в семье взращиваются понятия «добра» и «зла», «хорошего» и «плохого», «можно» и «нельзя». Семья рождает ощущение любви и заботы, преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Особенности семейного микроклимата определяют поведение самых близких взрослых – мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. И ребенок, не осознавая, эмоционально воспринимает этот климат. А для растущего малыша несоизмеримо важно мирное и радостное общение с родителями и другими членами семьи, стойкий и надёжный контакт с ними. Радость человеческого общения остаётся для растущего ребёнка основной и непреходящей семейной ценностью.
Семейные ценности – вещь многогранная. Найдётся тысяча определений, каждое из которых будет верным. Это как раз тот случай, когда говорят сколько людей – столько и мнений. Несомненно, семейные ценности – это определённые правила и идеалы, по которым живёт семья.
Если собрать воедино список всех ценностей, то он будет бесконечным, но без них считают специалисты невозможно построить счастливую и дружную семью. Ведь это не просто слова. Это принципы, которых придерживаются. Это цели и задачи на совместное будущее. Это семейные традиции и устои. Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным. Каждый из нас должен иметь четкое представление о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Для формирования семейных ценностей у современных детей необходимо выбрать такие ценности, которые остаются важными, значимыми в любые времена для создания, укрепления и сохранения семьи; будут приемлемы для формирования в любом школьном возрасте; смогут выступить как простые семейные истины, способствующие семейному счастью.
Такие семейные ценности с точки зрения психологии, как:
*принадлежность (значимость каждого члена семьи);
*уважение (принятие всех точек взгляда при принятии какого-либо решения);
*гибкость (умение принимать чужое мнение, не настаивать постоянно на одной и той же позиции);
*честность (это залог любых отношений и человеческого доверия);
*прощение (понятие семьи и обиды несовместимы. Понять и принять);
*щедрость (это давать не думая, какую выгоду я получу. Дарить близким людям свою любовь, тепло, внимание, своё время);
*общение (искусство, при нехватке которого могут возникнуть недомолвки и недоразумения, говорить о своих чувствах и переживаниях);
*ответственность (представить каждому из членов семьи список дел);
*любопытство (важно поощрять и продвигать тягу к изучению нового);
*традиции (объединять разные поколения одной семьи);
*любовь (большой фундамент, на котором строится семья), скрепляют семью, делают её прочной, сильной, значимой и нерушимой.
Исходя из вышесказанного, можно предложить родителям «изобрести» свои изюминки по воспитанию детей. Подсказкой послужат негативные факторы, родителям необходимо только, как в зеркале перевернуть проблему в ее решение. Вашему вниманию мы предлагаем несколько различных подходов, а родители, идя от противного, сами должны предложить выход из создавшейся ситуации.
Например,
- Дефицит общения родителей с детьми.
Необходимо как можно больше времени проводить со своими детьми, общаться, находить общие интересы и дела. Ходить в походы, устраивать семейные вечерние чтения книг, обсуждать совместно просмотренные кинофильмы и т. д.
- Неумение организовать трудовое воспитание детей в семье.
Необходимо каждому члену семьи иметь маленькое, но ответственное поручение, особенно детям. Регулярно его выполнять и держать отчет перед более старшими.
3. Наличие отрицательных примеров из жизни родителей.
4. Бессистемность воспитательных воздействий родителей, их без координированность.
5. Система запретов как основа семейного воспитания.
6. Снижение воспитательной активности некоторых родителей по мере взросления детей.
7. Опоздание в принятии решений.
8. Несогласованность действий со школой или разногласия с ней.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре. Ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. Именно в семье детям впервые сообщаются сведения об окружающем мире, учат пользоваться различными предметами и приобщают к народным традициям и национальной культуре.
В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается вокруг них.
Семья – это первый коллектив, в котором у маленького ребенка начинают складываться основы нравственности. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Таким образом, семейные традиции – это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. И в тоже время семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети – христианскую мораль, обще-этические учения или «моральный кодекс строителя коммунизма». Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья, а значит духовно-нравственного развития личности. Любите своих детей, а с любовью придёт понимание родительской миссии.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. А мы с вами ЛЮДИ!
раскрыть » / « свернуть